Итак, имеется задняя втулка Formula на насыпных подшипниках. Ход очень тихий, причем иногда даже без кикстартера, просто на ходу, возникают какие-то проскоки. Я решил разобраться, в чем дело, так как все равно хотелось увидеть вживую, что за механизм такой внутри. Единственная работа над втулками до этого для меня заключалась только в смазке, настройке и замене битых шариков.
Сначала я скрутил контргайку, вынул ось, вытащил все шайбочки и шарики. Внутри барабана находится чашка, которая навинчена на другую часть втулки. Чашка имеет два выступа, и за них надо чем-то зацепиться. Мне повезло, что затянута чашка была не особо сильно, и удалось использовать старый советский семейный ключ, хоть он и гнулся: у него одна сторона (торец) как раз помещается в барабан. Сам ключ можно ухватить, например, разводником. Единственное, что знают не все — резьба чашки левая, поэтому для снятия крутить ее надо по часовой стрелке. Кстати, не стоит бояться, что все шары моментально разлетятся во все стороны — если смазка густая, то ни один и не вывалится.
Итак, разобранная практически полностью втулка:
Рис. 1. Все внутренности втулки.
Здесь я собачки еще не вынул. В моей втулке их оказалось три. При возвращении барабана на место (без шариков, только собачки, кольцевая пружина и барабан) я заметил, что смазка, которая набита в пустоты для ухода собачек, стала густой, а пружина, наоборот, ослабла. Развод собачек очень вялый и медленный. Кроме того, рабочая поверхность этих маленьких деталек, которая, как я предполагаю, должна быть плоской, так сточилась, что стала полукруглой. А зубцы барабана с виду и не стерлись. Итак, краткий осмотр показал, что одна проблема с проскоками — это три маленькие проблемы:
- слабая пружина;
- слишком густое масло;
- изношенная поверхность собачек.
Первое лечится легко — я в пальцах пожамкал пружину, и она стала жестче. Масло я стер в пустотах насухо с мыслью, что если не понравится, то накапаю жидкого. А в дорожки для шариков заложил, как и обычно, МС-1000. С собачками самое интересное: металл там, конечно, дьявольски прочный, но оказалось, что его можно спокойно сточить на наждачной бумаге. Я взял одну из трех деталек плоскогубцами и провел с усилием по наждачке, развернутой на столе, несколько раз. В результате выпуклая поверхность стала плоской, как я и хотел. Вот фото всех трех:
Рис. 2. Инструмент (наждак) и детали.
Собачка, которая в середине, еще не обработана. Две по краям уже готовы. Походу, разница налицо. Грабли: получившиеся детали должны быть одинаковыми — если одна будет хоть малость длиннее другой, то зацеп будет неодновременным, а это плохо. Я их обрабатывал по чуть-чуть и периодически сравнивал. После стирания «лишнего» собрал все обратно. Для облегчения задачи дорожки под шарики намазал густым маслом и прилепил их все по одному. У меня их было по 25 штук на стороне, но, опять же, ни один под кровать не ускакал.
Итого: пока что я обновленный девайс не катал, но думаю, что все получилось: звук щелчков стал просто грохотом по сравнению с тем, что было! Это дело вкуса, конечно, но меня запарило, что пешеходы совсем ничего не замечают, когда я еду сзади.
Успехов!
Dasdranagon@mail.ru, 2009