Всю морозную и снежную зиму я прожил как пенсионер. Сидел целыми днями в интернете и ходил в дешёвые магазины за едой, стараясь уложить в ежедневные траты на продукты не более пятидесяти рублей, чтобы сэкономить денег на сборку нового велосипеда и предстоящие летние путешествия. Скажу честно, удавалась это довольно редко, вместо полтинника на питание уходило около стольника. Но, как бы там ни было, уже к февралю дальнобойный экспресс на колёсах 26 дюймов был с успехом собран, а жестокая экономия материальных средств позволила в марте обновить и туристическое снаряжение.
Не сумев устроиться на работу, в конце января я снова встал на учёт в службу занятости, получив в результате ежемесячный дополнительный доход в виде пособия по безработице размером 2800 рублей, что весьма существенно облегчило жизнь. К тому же, удалось продать раму проклятого и ненавистного твентинайнера, который я по глупости приобрёл в минувшем сезоне. Велосипед на колёсах 29 дюймов оказался совершенно некатящим, то есть ровно в два раза медленнее нормального МТВ на колёсах 26 дюймов. Еле-еле удалось от этого дерьма избавиться, запродав дистанционно раму какому лоху из Набережных Челнов, решившему по своей недальновидности тоже стать жертвой маркетингового обмана.
Смотрите, дорогие друзья-велотуристы, никогда не покупайте себе большеколёсников – они совершенно не годятся для дальних велопробегов!
Интернет закончился в конце марта, и я не стал вносить плату за следующий период, переместив всё своё внимание на прогноз погоды по черноморским курортам на 317-й странице телетекста Первого канала ОРТ. Едва дождавшись повышения дневной температуры до 18-20 градусов на южном побережье, начал активно готовится к первому путешествию сезона 2013 года.
Было понятно что ехать следует в Крым, однако весь полуостров давно мною изучен и следовало для разнообразия удлинить путешествие до Одессы, либо до каких-нибудь других южных окраин Украины. Вдобавок поджимал временной цейтнот – безработные обязаны каждые две недели отмечаться на бирже труда, иначе не будет выплачиваться денежное пособие, а оно дорогого стоит.
И вот, утром 2 апреля я посетил биржу труда, получив предписание явиться следующий раз ровно через две недели, то есть 16 числа. Быстро отметил у работодателя на Волгоградском проспекте полученное направление на работу курьером, которое и в этот раз оказалось пустышкой с отсутствующей вакансией, и уже к полудню был полностью свободен. Велосипед с увязанным багажом ожидал меня в комнате. До поезда Москва-Симферополь отходящего с Курского вокзала в 15.27 оставалось пару часов, за которые я успел принять ванну и ещё раз перепроверить готовность к походу. А снегу на улицах Москвы в тот день было по колено:
За полчаса до отхода южного скорого я уже был на перроне, пребывая в лёгком волнении и возбуждении, поскольку, не имея билета, намеревался как и всегда ехать в солнечный Крым зайцем, договорившись на дешевинку с проводниками.
Однако в этот раз меня ожидал жесточайший облом. Украинские проводники, испуганные предстоящими проверками ревизоров, наотрез отказывались подсаживать безбилетника. И даже начальник поезда из десятого вагона не помог. Этот гад затребовал за проезд от Москвы до Симферополя 10 тысяч рублей вместо двух! До сих пор жалею что не заснял его на фото и видео для последующего разоблачения перед руководством Приднепровской железной дороги.
Правда, я и сам виноват в таком восприятии и оценке своей личности – вырядился в дорогую одежду из бутика “Paul & Shark» и недешёвые кроссовки, а сбоку блестящий новый велосипед за немыслимые деньги. Да ещё и взгляд с напускной решительностью владыки мира. Сразу видно столичного мажора, вот и переоценили проводники мои возможности. Босяк босяком, а иной раз пыль в глаза пустить умею.
Напрасно обойдя весь состав и везде получив отказ, я поспешил к билетным кассам, чтобы по-честному приобрести билет на следующий крымский поезд, отходящий в одиннадцать часов вечера.
Но ждать пришлось недолго. Едва встав в очередь к окошку кассы, я заметил шустрого мужичка средних лет, громогласно приглашавшего покупателей билетов к немедленной поездке за неофициальную плату в город Мариуполь на Азовском море.
«На автобусе, что-ли, везёте?» - с сомнением спросил я его.
«Зачем на автобусе?! На тракторе!» - ответил предприимчивый подвозила.
Пришлось уточнять что за «трактор» такой. Оказывается, так сейчас проводники называют провоз безбилетников в служебном купе. А в советское время было также понятие «доехать на ведре», то есть зайцев усаживали в тамбуре на перевёрнутые вёдра и таким образом довозили до места с более-менее приемлемым уровнем комфорта. Всё лучше, чем стоя ехать.
Мариуполь называют «маленькой Одессой», почему бы ни начать путешествие именно оттуда?! Выяснив у проводника температуру воздуха на Азовском побережье, через полчаса я уже сидел в отдельном двухместном купе, а в 16.25 электровоз поезда Москва-Мариуполь сказал два раза «ту-ту» и под марш «Прощание славянки» мы плавно тронулись к югу.
Прощай заснеженная Москва, скоро попаду в объятия ласковой и тёплой настоящей весны!
Велосипед я закинул на одну из боковых полок плацкартного вагона, а сам с комфортом расположился в купе. Пассажиров была полна коробочка, но все они ехали большей частью до Курска. Гастарбайтеры из провинции отработали в Москве двухнедельную вахту и следовали в родную губернию на недолгий отдых. Кстати, все они также ехали зайцами. По моим подсчётам этих безбилетников было не менее полвагона. Состав тоже был украинским и принадлежал Донецкой железной дороге, но проводники ревизоров почему то совсем не боялись.
Цена проезда в купе до Мариуполя составила 2000 рублей, а если бы в плацкарте, то всего лишь 1500 рублей. Гастарбайтеров до Курска везли и вовсе за жалкие 400 рублей, во где лафа то для скупердяев!
Моим соседом на недолгое время стал 29-летний парнишка из Обояни, отработавший на стройке в Москве пару недель арматурщиком. Первым делом он купил у проводницы бутылку водки, а полную тарелку квашеной капусты на закуску она ему предоставила в виде бонуса. Вид у пацанчика был стрёмный, хотя мы и не таких видали.
Поначалу выпивать с ним я отказался, но после душевного разговора всё встало на свои места. Парнишка быстро упился в хламину и открыл свою душу нараспашку, после чего и я без опаски приложился к бутылке, да ещё и сожрал втихаря все его сухарики, пока он выходил покурить.
Жизнь бесправного работяги из провинции невесела. Во-первых, пацанчик условно осужден за драку и в Москву ездит нелегально, соответственно и работает неофициально. Вместо 2900 рублей за кубометр собранной арматуры пронырливый и жадный прораб армянин платит ему всего лишь 1900 рублей, а тысячу в свой карман кладёт. Во-вторых, никаких бытовых условий таким работягам не предоставляется. Наш герой все две недели пребывания на стройке ни разу не мылся и даже носки не менял, отчего всячески стеснялся снимать обувь, чтобы в вагоне не воняло. Ну, и в-третьих, он вдобавок ко всему ещё и наркоман, колет в вену сильнейшие обезболивающие препараты, оправдывая это болями в спине и опорно-двигательном аппарате:
Когда я попытался взять у него интервью и записать эти откровения на видео, парнишка от страху и растерянности совсем сник и стал закрываться руками. Удалось лишь сделать несколько его не совсем удачных фото:
После Тулы молодой житель Обояни полностью отключился и заснул в полусидящем положении, не снимая своих зловонных кроссовок. Я же залез на вторую полку и тоже хорошо покемарил разогретый халявной водочкой.
В Курске моего соседа вывели из вагона подоспевшие товарищи, и дальше я уже поехал в гордом одиночестве. Да и весь наш состав как-то разом опустел, украинцев ехало совсем мало. Пройдя ночью таможню и пограничный контроль, наутро я оказался в совершенно пустом вагоне и даже собрал велосипед в боевое положение, чтобы не париться на перроне по прибытии.
Последние остатки снега исчезли где-то за Белгородом, в Харькове о зиме уже ничего не напоминало.
После Лозовой наш поезд свернул в сторону шахтёрского края, пошли мелькать угольные отвалы и терриконы. Впечатлил своей цветовой гаммой новый вокзал в Донецке, отстроенный к прошлогоднему чемпионату Европы по футболу.
На 15-минутной стоянке в Ясиноватой я даже успел сбегать в городской супермаркет, приобретя литр желанного украинского пива. Слава богу, за зиму оно ничуть не подорожало. Стоит всё те же 7-8 гривен за 1200-граммовую бутылку, то есть наши 28-30 рублей. В Москве за такие деньги с трудом пол-литровую банку или бутылку найдёшь.
50 гривен для первой покупки на украинской земле обменял у поездного менялы. Но более крупную сумму брать в вагоне не советую, в официальных банках курс обмена более выгодный. В апреле он составлял 258-260 гривен за тысячу российских рублей.