Бога в Закарпатье любят. Почти при каждом доме имеются собственные часовенки со скульптурой девы Марии, проходя мимо которых крестится даже молодёжь.
И даже хлеб в горах особенный, грубо выглядящий, но очень вкусный.
Торуньский перевал венчает площадка для отдыха автотуристов, с мангалами, навесами, лавочками и прочими удобствами. Но моё внимание привлёк памятник, посвящённый освобождению Закарпатья от немцев. На нём изображены обнимающиеся гуцул и воин Красной Армии, а вот большую плиту с текстом какой-то гад сколол.
Может на цветной металл утащили, а может это и проявление национализма. Тем более, что венок у подножия памятника был перевёрнут.
Хотя, конечно, национализм это палка о двух концах. Мы радуемся, когда в Москве ****** и убивают чурок, и в тоже время огорчаемся, когда видим на украинском заборе малозначащую антирусскую надпись. А ведь, если взять христолюбивого закарпатца и поместить его в столицу России, то он тоже очень скоро превратится в сволочь. Работал я с украинцами-гастарбайтерами в офисах солидных кампаний и знаю какими шакалами они становятся, чтобы не упустить своего или продвинуться по служебной лестнице. Надо жить и работать на своей родине, только так человеком останешься. Москвичу и в страшном сне не приснится поехать работать на Украину или, упаси господи, на поганый Кавказ.
Установив венок как следует и укрепив, я с лёгким сердцем продолжил путь в Хуст, чтобы прокатиться вдоль румынской границы.
В Карпатах, несмотря на заповедность, активно идёт рубка леса. Жаловаться на это не стоит, регулировать объём зелёных насаждений – одна из главных задач лесоохраны. А гуцулы всегда изображались с топором, не туристов же им обслуживать, которых и так мало.
Перевалив хребет Горганы, дорога вновь пошла вдоль русла реки, но уже вниз по течению.
Почти вся местность вдоль речки Рики застроена домами с многочисленными огородами в пойме. Меняются только названия сёл – Лопушне, Торунь, Верхний Быстрый, Майдан, Соймы – а череда заселённых участков не прерывается. В каждом селении очень приветливые жители, всегда желают доброго пути. Дети, идущие из школы, выстраивались в ряд и хором кричали мне «Христос Воскрес!». Я отвечал им с улыбкой и смехом, но вот только конфетами не одаривал, а стоило бы.
Дома живописно расположены на склонах гор, почти в каждом дворе свой собственный родник.
